Меню

Новости Кашкадарьи

21.04.2021 150

Третий сектор

Несмотря на то, что с начала года прошло еще не так много времени, 2021 год в нашей стране уже успел ознаменоваться большим количеством законодательных новшеств и изменений, в том числе в столь важной сфере, как противодействие торговли людьми. В частности, в феврале нынешнего года - спустя шесть месяцев со дня официального опубликования - вступил в силу Закон Республики Узбекистан "О противодействии торговле людьми", новая редакция которого была утверждена 17 августа 2020 года. В феврале же правительство страны, исполняя одно из требований данного закона, приняло постановление "Об утверждении на национальном уровне системы перенаправления жертв торговли людьми или предполагаемых жертв торговли людьми".

В чем суть и значение этого законодательного документа и подзаконного акта, и как их принятие может повлиять на повышение эффективности противодействия торговле людьми? Эти вопросы мы адресовали председателю правления Кашкадарьинского областного отделения Республиканского социально-информационного центра "Истикболли авлод", члену рабочей группы областной территориальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду Шахнозе РАУПОВОЙ:

- Значение новой редакции Закона "О противодействии торговле людьми" трудно переоценить, потому что его прежняя версия, которая датировалась 2008 годом, надо честно признать, не соответствовала международным стандартам, что препятствовало эффективному преследованию и наказанию лиц, причастных к торговле людьми. Он состоял всего из 4 глав и 17 статей, тогда как теперь этот закон включает в себя 7 глав и 35 статей. Достаточно сказать, что в старой редакции этого законодательного документа было сформулировано лишь три основных понятия - торговля людьми, торговец людьми и противодействие торговле людьми. В новом законе, помимо прежних, применяются еще шесть. К примеру, теперь, согласно букве закона, жертвой торговли людьми называется физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми, независимо от того, имелось ли его согласие на это действие и от участия этого лица в уголовном процессе. Также в законе сформулированы и используются такие основные понятия, как торговля несовершеннолетним, страна происхождения, принуждение, предполагаемая жертва торговли людьми. В свою очередь, понятие "идентификация жертв торговли людьми" определено, как комплекс мер, осуществляемых в отношении физических лиц, направленных на получение сведений о совершении или о намерении совершить в отношении них действия, квалифицируемые как торговля людьми.

- В новой редакции закона, как известно, не только введены и используются новые понятия, но и появились целые главы, которых раньше не было…

-Да, действительно. Как я уже говорила, Закон "О противодействии торговле людьми" в новой редакции состоит из 7 глав. Первая включает в себя общие положения, и в частности, содержит статью, в которой сформулированы основные направления государственной политики в области противодействия торговле людьми. Во второй главе говорится об органах и организациях, осуществляющих процесс противодействия торговле людьми и принимающих в нем участие, их функциях и полномочиях. Речь идет о Национальной и территориальных комиссиях, а также Национальном докладчике по противодействию торговле людьми и принудительному труду, полномочиях правительства страны в этой области, госорганах, непосредственно осуществляющих соответствующую деятельность: МВД, Генпрокуратуре, СГБ, министерствах занятости и трудовых отношений, иностранных дел, здравоохранения. Третья глава посвящена мерам по профилактике и предупреждению торговли людьми и единой информационной базе данных о преступлениях в этой области. В соответствии с законом такую базу данных создает МВД совместно с другими государственными органами в целях обеспечения эффективного противодействия торговле людьми, выявления и пресечения преступной деятельности торговцев людьми, идентификации жертв торговли людьми и систематизации соответствующей информации. Четвертая глава закона называется "Идентификация жертв торговли людьми и сотрудничество государственных органов по их защите". В ней подробно описаны процессы непосредственно идентификации, как первичной, так и окончательной, признания лица предполагаемой жертвой торговли людьми, права предполагаемой жертвы, признания лица жертвой торговли людьми и порядок перенаправления жертв и предполагаемых жертв торговли людьми. В пятой и шестой главах закона говорится о защите жертв торговли людьми и оказание им помощи, а также об особенностях противодействия торговле несовершеннолетними. Седьмая глава содержит заключительные положения, которые регулируют вопросы международного сотрудничества в этой сфере, финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по противодействию торговле людьми, а также ответственности за нарушение законодательства о противодействии торговле людьми.

- В тексте закона подчеркивается, что порядок идентификации, перенаправления, социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми, оказания помощи и предоставления защиты предполагаемым жертвам определяется  Кабинетом Министров Республики     Узбекистан.

- Исходя из этого требования, правительством страны 8 февраля нынешнего года, то есть незадолго до вступления в силу новой редакции закона было принято постановление "Об утверждении на национальном уровне системы перенаправления жертв торговли людьми или предполагаемых жертв торговли людьми". Этим документом утверждены положения о порядке идентификации и перенаправления жертв торговли людьми или предполагаемых жертв торговли людьми, а также об осуществлении социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми, а также оказание им помощи и защиты.

- Почему в законе "О противодействии торговле людьми" и указанном Вами постановлении так много внимания уделяется именно идентификации?

- Идентификация жертв торговли людьми, необходима для того, чтобы, выявив таковых, обеспечить защиту их прав, гарантировать им безопасность и получение доступа к необходимым услугам, а также предотвратить риск их  повторного вовлечения в этот опасный для жизни и здоровья процесс. Одновременно это важно и для всего общества, ведь, если пострадавшие не выявлены и не дали свидетельские показания, то преступники, получающие доход от продажи живого товара, остаются безнаказанными, совершают новые преступления, появляются все новые жертвы торговли людьми. И, наоборот, правильная идентификация жертв торговли помогает в раскрытии других преступлений. При этом надо признать, что идентификация жертв является одной из трудных задач для правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, однако именно этот процесс является первым шагом в расследовании подобных дел.

Примечательно, что вышеуказанным законом и постановлением точно определен механизм идентификации жертв торговли людьми. Согласно их требованиям, этот процесс реализуется в два этапа: первичная идентификация, которая осуществляется государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по противодействию торговле людьми, и их территориальными подразделениями. И второй этап - это окончательная идентификация, она проводится территориальными комиссиями по противодействию торговле людьми и принудительному труду.

При первичной идентификации осуществляются меры, направленные на получение, изучение и оценку сведений с целью принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми. Если такое решение принято, то предполагаемой жертве торговли людьми предоставляется право на получение временного крова, медицинской, психологической, правовой и иной необходимой помощи и пользование услугами бесплатного переводчика.

При окончательной идентификации, которая  осуществляется коллегиально после выяснения и уточнения необходимых обстоятельств, принимается решение о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми. Лицо, признанное жертвой торговли людьми, имеет право на социальную реабилитацию и адаптацию.

- Предусмотрено ли участие в процессе идентификации жертв торговли людьми негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества?

- В статье 17 Закона "О противодействии торговле людьми" прямо указано, что органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, а также граждане могут оказывать содействие и необходимую помощь госорганам, участвовать в разработке и реализации государственных и иных программ, повышении правового сознания и правовой культуры населения в данной области, и принимать  участие в идентификации жертв торговли людьми на любом этапе. Также ННО могут содействовать в осуществлении мер по социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми, в том числе в создании специализированных учреждений по оказанию им помощи и защиты, осуществлять общественный контроль за исполнением законодательства в этой сфере.

Таким образом, благодаря вступлению в силу закона "О противодействии торговле людьми" в новой редакции, для представителей третьего сектора и, в том числе Республиканского социально-информационного центра "Истикболли авлод", который в этом году отмечает 20-летие с момента начала деятельности и, безусловно, является бесспорным лидером среди ННО в сфере борьбы с торговлей людьми, открываются новые возможности по расширению масштабов работы.

В этой связи, конечно же, очень важно, чтобы новая редакция закона и принятое постановление правительства работали в полном объеме. И здесь решающую роль будет играть партнерство, взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных, негосударственных, органов самоуправления и, разумеется, средств массовой информации. Именно к этому мы и будем стремиться.

Записал Батыр ТЕМИРОВ

При использовании материалов сайта обязательно указание сайта как источника!